ХVII век

Почти все XVII столетие село Петровское оставалось государевой собственностью и считалось приселком дворцового села Остров Ратуева стана (по другим источникам — Капотенского стана).

Из исторических материалов о церквах и селах Пехрянской десятины узнаем, что в начале XVII столетия Петропавловская церковь была деревянная, служители исправно платят дань. В Писцовые книги за 1631–1632 годы занесена запись о церковной земле и погосте: «пашни паханой церковной земли три чети, да перелогу четь, да лесом поросло три чети в поле, а в дву потому же села подле озера Масалино две десятины, да в пустоши, что быть погост на враге Дугинском…»

В 1659 году в церкви не было священника, потому из Патриаршего приказа последовало распоряжение: «марта в третий день… тоя церкви церковная земля отдана на оброк патриаршему дьяку Ивану Калинину до тех мест пока у той церкви поп будет…». А хозяйственные дела вел и «дань платил староста… Михаил». При «досмотре церквей и церковных земель» в августе 1680 года была сделана запись со слов священника церкви Афанасия Никифорова: «та-де церковь в Пехрянской десятине, Островецкого стана, церковное строение деревянное государское, церковная земля есть; а пустошью что был погост на враге Дугинском, не владеет, а кто им владеет — не знает». Приход церкви составляли крестьяне восьми дворов.

С 1684 года Петровское становится вотчиной Ивана Михайловича Милославского. Земля была пожалована ему царевной Софьей, как своему верному союзнику в борьбе за государственную власть и оставалась за ним до 1689 года, до времени низвержения мятежной царицы.

Следующие несколько лет село Петровское вновь стало дворцовой собственностью.

Государственная власть теперь принадлежала роду Нарышкиных, и значит, настал их черед получать и царские привилегии, и царские подарки — новые вотчинные земли рядом с Москвой. И уже в 1691 году из Приказа Большого Дворца село Петровское было пожаловано боярину Матвею Филимоновичу Нарышкину. Новый владелец села, вероятно, отметил приобретение строительством каменной церкви. В документах за 1691 год впервые сообщается: «церковь Петра и Павла в селе Петровском была каменная, но когда построена — неизвестно». При церкви служили: священник Афанасий Никифоров, его сын Иван Афанасьев, дьякон Федор Афанасьев, дьячок Никита Иванов.

оярской семьи до девяностых годов XVIII века. При Нарышкиной М.Т. все так же значилось восемь крестьянских дворов, где проживали 24 человека и двор вотчинников. Как и прежние владельцы села, Нарышкины свою усадьбу расположили на высоком месте, восточнее от зимней церкви Петра и Павла. Дворянские хоромы и церковь отапливались изразцовыми печами. Фрагмент этих изразцов, датируемый концом XVII — началом XVIII веков, вошел в состав изразцовой коллекции Лыткаринского историко-краеведческого музея.

В феврале 1705 года Меланья Нарышкина отписала «по заручному челобитью» свою вотчину племянникам своего мужа: Михаилу, Василию, Семену Григорьевичам Нарышкиным. Те же в марте 1716 года разделили «меж себя полюбовно» доставшуюся им недвижимость. Семену и Василию досталось «оное московское пополам».

В феврале 1743 года Петровское продано генерал-адъютантом Семеном Григорьевичем Нарышкиным своему племяннику — генерал-поручику и кавалеру Василию Васильевичу Нарышкину. В 1777 году (по другим данным 1779 году) В. В. Нарышкин объявляет своим наследником своего сына Алексея Васильевича Нарышкина — тайного советника и сенатора.

В это время в церкви все так же продолжает служить Иван Афанасьев 68 лет — старший сын прежнего батюшки, младший его сын — Федор Афанасьев 58 лет и дьячок Никита Иванов 28 лет от роду.

Ко второй половине XVIII века село Петровское значительно разрастается. На планах межевания земель и в «Клировых ведомостях» указано уже 47 дворов, среди них и крестьянские хозяйства и разночинцы. Мужского населения 175 душ, женского 170. Живут здесь же и раскольники 20 человек. В каменной церкви служат «священником Илья Иванов и дьякон Василий Ефимов с дьячком Михаилом Ивановым».

В 1782 году приход церкви вырос, и священнику Якову Кондратьеву трудно было одному выполнять церковные обряды. Помощником у него был только пономарь Василий Васильев. Поэтому 17 ноября того же года Алексей Васильевич Нарышкин, заботясь об исправном выполнении службы, направил прошение в Священный Синод и просил Преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Святотроицкой Сергиевой Лавры направить в село Петровское к церкви Петра и Павла «во дъяки» бывшего ученика Московской Перервинской Семинарии Василия Смирнова. Ему, Василию, 19 лет, он холост, сын дьячка Петра Иванова, служащего в церкви Рождественской, что в селе Капотня. При утверждении в должность ученик семинарии Василий Смирнов «допрашиван» был «а в допросе сказал… ежели он, Смирнов, по рассмотрению Его Преосвященства в стихарь посвящен будет, то изученный им катехизис всегда прочитывать и знать будет в твердости, платье носить станет приличное дьячковскому чину… и свою должность исполнять желает со всяким тщанием и ревностию, помня оное Божие Слово, проклят всяк творяй дело Господне с небрежением…» на чем подпись свою поставил.

Как выглядело Петровское в конце XVIII века можно прочитать в «Экономических примечаниях»: село расположено по обе стороны безымянного оврага; в селе — церковь каменная, господский дом деревянный и при нем сад регулярный; два озера: Мосолино и Кривое, заводь Анкундиновская, в них рыбные ловли; земля песчаная, хлеб «средственный», покосы хорошие, лес дровяной.

В 1798 г. Петровское становится собственностью Александра Григорьевича Демидова. В это время формируется усадьба, которая по своей красоте могла быть сравнима с лучшими образцами архитектурного искусства эпохи классицизма. Время разрушило былую красоту, а разоренные островки некогда богатого родового имения живут в нашем современном мире.

Рельеф местности определил планировку усадебного комплекса, расположенного над поймой Москвы-реки. Большой двухэтажный господский дом, частично выполненный из местного белого камня, стал центром усадьбы. Живописный парк, состоящий из смешанных пород деревьев; тенистые и таинственные гроты, многочисленные беседки, аллеи, дорожки из гравия; фруктовый сад и оранжерея… Такое описание Петровского сохранилось в исторической и искусствоведческой литературе более позднего времени.

На средства Александра Григорьевича Демидова в селе начинается строительство новой церкви. В качестве основного строительного материала выбран кирпич, для отделочных работ использовался местный камень — белый известняк. Мастеров строителей выписали из Нижнего Новгорода. Четырнадцать артельщиков под руководством «каменных дел» подрядчика Сергея Петровича Ражухина обязались «построить одним летом каменную церковь с колокольнею во имя Петра и Павла». «Однако по обязательству… достроить не успели к расчету сего года…» и обязались «оную доделать» на будущее лето.

Число просмотров : (454)

Перейти к верхней панели